Яндекс.Погода

О жостовском промысле

остово - один из прославленных русских художественных промыслов. Подносы с яркими букетами цветов на блестящем черном фоне давно завоевали общенародное признание и любовь. В чем же секрет растущей популярности искусства Жостова?

   Под кистью народных мастеров бытовой предмет обрел высокие качества художественного произведения. Украшая поднос, живописцы Жостова не только варьируют его формы, силуэт, изображения цветов и композиционные приемы росписи, но и превращают поднос в декоративное панно, способное украсить жилой и общественный интерьер, несущее чувства радости, красоты природы.

   Обаяние искусства Жостова - в искренности, непосредственности его содержания и выразительных средств. Оно демократично во всех своих проявлениях, для его восприятия не нужно специальных знаний и подготовки. Садовые и полевые цветы - как реальные, так и рожденные фантазией художника, собранные в букеты и раскинувшиеся венками и гирляндами, - эта тема находит живой отклик у каждого человека, пробуждает чувство прекрасного.

   Ярко выразительны средства искусства Жостова. Ему присущи своя художественная система, живописные приемы и самобытный стиль, сложившиеся из сплава орнаментальных народных росписей и освоенного народными мастерами реалистического живописного натюрморта. Искусство Жостова основано на выработанных поколениями приемах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приемов с импровизационностью творчества.

Внизу представлены некоторые работы известных мастеров:

В.В. Жмылев

011

 

В.В. Ризин

015 

 

Т.Н. Шолохова

016

 

Н.А. Пичугина

014

Н.Н. Мажаев
012

Л.А. Беляева
dsc03995   

 

 

Жостовское письмо начинается с «замалевка» - нанесения разбеленной краской ситуэтов цветов и листьев, мысленно уже собранных в композицию букета.

  Затем на просохший замалевок лессировочными красками накладываются тени. Данный прием «тенежки» погружает букет в глубину фона, выявляет теневые места растений.

 

Следующая стадия - «прокладка»: плотное корпусное письмо, наиболее ответственный этап живописи. Формы букета обретают плоть, уточняются, высветляются, реализуется контрастный или более гармоничный цветовой строй всей композиции. Затем «бликовка» - наложение бликов - выявляет объемо и свет, завершает лепку форм, их условную материальность. Последующая «чертежка» размещает детали, быстро и легко очерчивает лепестки и листья, прожилки и семенца в чашечках цветов. Завершает письмо «привязка» - тонкие травки и усики, объединяющие букет и связывающие его с фоном. Последовательность приемов жостовской живописи не лишает мастеров свободы импровизации, избирательного отношения к каждому элементу, его трактовке, подчинения всей системы своеобразию индивидуального почерка. В жостовском письме закреплена не просто техника живописи. Она - азбука местного искусства, запечатленный опыт коллективного творчества, живое воплощение нераздельности искусства и ремесла.


Леонтьева Наталья

Жостовская роспись

Кованный на красном

dsc03682.jpg

dsc03344.jpg 

 

 dsc03455.jpg 

dsc02410.jpg